pechkin: (Default)
pechkin ([personal profile] pechkin) wrote2007-10-08 12:42 am
Entry tags:

(no subject)

Где-то полгода, если не больше, думаю такую мысль.

Даже как и начать-то не знаю.

Весной я нашел книгу Маннергейма, мемуары его. Потом скачал и посмотрел Talvisota. Но, естественно, не с этого началось. Совсем не с этого.

У меня полно знакомых и друзей, которые неровно дышат ко всему финскому. И ко всему польскому. К еврейскому. И мне начало в последнее время казаться, что тут какой-то ключ к пониманию моего жития-бытия в Израиле. Да и не только моего, а всех, которые такие же. А их есть ведь тут.

Пока что я различил два момента. Но ясно чувствую, что есть еще, не различенные пока что.

Один корень - это такая форма протеста против империи. Частично который мы впитали с молоком матери, что и числится, если честно, среди тех факторов, которые нас объединяют в нас. Сочувствие противникам империи как часть внутреннего протеста против империи. Мы сочувствуем финнам за то, что Советский Союз с ними сделал, потому что нам не нравится Советский Союз. Мы сочувствуем Армии Крайовой и лесным братьям по той же причине - они против Советского Союза. Мы поем песню про то, что шашкою меня комиссар достал. То, что наши прадеды, возможно, были комиссарами сами, нам либо не вспоминается, либо вспоминается, но с противоположным чувству родства знаком. То, что лесные братья при встрече, скорее всего, зарубили бы каждого из нас топорами просто из-за формы носа - то же самое, но второго значительно меньше. Чаще просто блокируется.

Второй корень - это рыцарское уважение к побежденному, но доблестно сражавшемуся сопернику. Мы уважаем этих финнов за то, что они двумя ротами остановили пять танковых дивизий. В цифрах могу ошибаться. Мы отдаем честь героям. Это не мешает нам чтить случаи равного геройства по другую сторону ничейной полосы. В случае со спартанцами нам даже и неважно, кто там с кем и за что. А если еще и есть за что, или хотя бы можно придумать, что есть за что...

Дальше идут корни не до конца продуманные.

Некое сомнительное - в плане существования - чувство исторической справедливости. Некая такая историческая совесть мучает нас за финскую кампанию. Чувство, безусловно достойное интеллигентного человека; но у меня нет четких доказательств его существования. А примеры обратного - неприхода этой самой исторической совести - есть. Живу среди них. То есть, конечно, посмотрим, что будет лет через тридцать; но пока что патриотизм "здесь и сейчас" перекрывает трезвое и очувствленное понимание "тут тогда". Ладно, это тема сложная. Но украинцы считают, кажется, Богдана Хмельницкого своим национальным героем, невзирая на то, что пишет о нем и о плодах его геройства тот же Валишевский. А вы вообще свое отношение к Октябрьской Революции проанализируйте. Где там историческая совесть, а где что.

Еще один сомнительный, но возможный корень - эскапизм. Который тоже среди объединяющих нас факторов. Как бы, руины Заходского, акация и шиповник посреди леса, полуразвалившиеся мраморные ступени в никуда, гипсовый фонтан на развилке дорог (я правильно понимаю, что станция была именно тут?), бережная гранитная окладка ручья - что это, когда не:

"- ...эльфы Остранны были странным народом, и я уже не чувствую здесь их следов: деревья и трава мертво молчат. Хотя... - Леголас на мгновение замер, - ...да, камни еще помнят о них. Слышите? Слышите жалобы камней? Они огранили нас, навек сохранили нас, вдохнули в нас жизнь и навеки ушли. Они ушли навеки, - сказал Леголас..."

Однако тут опять противоречит мой израильский опыт: здесь руин значительно больше, а пиетета к ним значительно меньше. И никакого такого ощущения "ограненные древним народом". Может быть, потому, что они зрительно уж больно не отличаются от совсем недревним народом ограненного. Может быть, из-за количества. Может, еще почему.

Собственно, этот корень раздваивается: на эскапизм географический, тягу к экзотике и за бугор; и эскапизм исторический, тягу к более романтическим временам и образам жизни, что были в прошлом, во времена эльфов и вепсов. Которые кто, если не эльфы, ну, честно?

В общем, все думаю про ту пирамидку в лесу.
(deleted comment)

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2007-10-08 05:51 am (UTC)(link)
Почему не зря? Какой-то из перечисленных мною мотивов перестал восприниматься, или какой-то из упущенных?

[identity profile] yatsurenko.livejournal.com 2007-10-08 12:08 am (UTC)(link)
Конечно, эскапизм. Я про то, что эльфы и есть вепсы писал лет 15 назад. Потом надоело подтасовывать этнографические данные. А трепетное отношение к полякам, по моим наблюдениям, в России прошло. И не зря.

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2007-10-08 05:58 am (UTC)(link)
Почему прошло? Какой-то из перечисленных мною мотивов перестал восприниматься, или какой-то из упущенных?

[identity profile] yatsurenko.livejournal.com 2007-10-08 10:30 am (UTC)(link)
Это просто реакция на извечное отношение поляков к русским. Мы еще недоумеваем, как же так, вы же свои, славянские, но обида растет.

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2007-10-08 12:02 pm (UTC)(link)
Интересно, так же ли австрийцы относятся к немцам. Или, скажем, тайваньцы к континентальным китайцам.

[identity profile] yatsurenko.livejournal.com 2007-10-10 01:38 pm (UTC)(link)
Империя это не обзывательство - это форма государственного устройства. А русофобия поляков просто зашкаливает, ее уже нельзя оправдать никакими историчекими фактами. Мы же не ненавидим их за взятие Москвы, за двух Лжедмтриев, за Унию. Мы их ненавидим за постоянные политические истерики. А любим за Анджея Вайду.

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2007-10-10 02:55 pm (UTC)(link)
Ну, понятно, что любая повторяющаяся истерика имеет глубокие причины.

И что еще: Вайда - не шиш на ровном месте. Он вырос из богатой грибницы.

[identity profile] yatsurenko.livejournal.com 2007-10-10 10:54 pm (UTC)(link)
Знаешь, я уверен, не будь Вайда поляком, снял бы больше хороших фильмов. Или, как минимум, меньше бездарных антисоветских агиток.

[identity profile] agaspher.livejournal.com 2007-10-08 12:49 am (UTC)(link)

Лично для меня, пожалуй, значимее всего именно это "чувство исторической справедливости", которому ты отказываешь в существовании. То есть, осознание того, что эта земля, которую мы любим - чужая земля, а мы на ней - гости, гости незванные и нежеланные. Отсюда и желание узнать ближе ту ее сторону, про которую раньше говорить было не принято, а теперь и говорить-то особо некому. Узнать и... и, по возможности, сберечь, наверное. Кстати, отсюда и всевозможная околоэкологическая деятельность - ты, по-моему, упускаешь этот аспект.

По некоторому размышлению, пожалуй, соглашусь и насчет эскапизма - что, в самом деле, остается жителю города, самому древнему зданию в котором триста лет? Конечно же, искать древние руины за городом.

Пожалуй, все это заслуживает отдельного постинга, который я, с божьей помощью, на днях оформлю.

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2007-10-08 06:40 am (UTC)(link)
Если и есть чувство исторической справедливости, то, согласись, несколько пассивное. То есть, не возникает стремления эту справедливость восстановить прям щас. Не ходим ведь с маршами, не пишем в ООН петиции отдать финнам все по Белоостров. Уж не говоря про всякие более экстремальные формы.

Про эскапизм тоже по-другому видится отсюда, с той его стороны. Начинаешь понимать всех тех, кто рвался в Питер из провинции - по тем же причинам, по которым мы рвались из него туда. То есть, конкретные триста лет ничего не значат.

[identity profile] agaspher.livejournal.com 2007-10-08 11:32 am (UTC)(link)
Мне думается, что, если бы у финнов был хотя бы малейший интерес к возвращению перешейка и Карелии - были бы и петиции, и марши. И отдали бы все это довольно быстро (у Ельцина в 90-х, помнится, даже был такой проект - отдать "спорные" земли за небольшую компенсацию Китаю, Финляндии и Японии).
Не хотят.

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2007-10-08 12:03 pm (UTC)(link)
Но мы-то про наши чувства.

А чего у них нет интереса-то?

[identity profile] agaspher.livejournal.com 2007-10-08 12:59 am (UTC)(link)
Кстати говоря, развалины в Заходском к финнам имеют весьма опосредованное отношение - это остатки русских дач конца XIX - начала XX в.в.

"Дача Маннергейма" же, про которую я неоднократно слышал в этом контексте - топоним, встречающийся на Карельском так же часто, как "озеро Красавица", а то и чаще. Была у красных командиров добрая традиция говорить, показывая бойцам очередной богатый дом, что вот, мол, товарищи, посмотрите, как широко жил белогвардеец и кровопивец Маннергейм, а мы у него дачу-то и отняли, ага.

[identity profile] juan-gandhi.livejournal.com 2007-10-08 02:54 am (UTC)(link)
Ну ты на Вуоксе бывал, скажем? На развалинах финских хуторов? Где комсомольцы деревянные дома пожгли, но гранитные первые этажи им не поддались...

Главное дело, ничего уже не вернёшь. У финнов никаких сил не хватит восстановить всё это, даже если бы им и отдать.

[identity profile] pechkin.livejournal.com 2007-10-08 06:47 am (UTC)(link)
Да мне, в общем, бабушка рассказывала. Как они эти фундаменты танками...

Насчет того, что у финнов сил не хватит - сомневаюсь. Если их не торопить, они очень много чего смогут поднять. Другое дело, куда девать нынешнее коренное население этих мест? Можно, конечно, и их устройство на финнов свалить, и они тоже справятся со временем. Эвакуировали же один раз уже, абсорбировали.

Но, видимо, им себе дороже. Или у них какие-то другие свои резоны этого обратно не хотеть.

Прошлогодние впечатления из Ландохи

[identity profile] hovan.livejournal.com 2007-10-08 01:58 pm (UTC)(link)
Лахденпохья - натуральная Карелия. Но не с финской стороны, а с нашей. Север Ладожского озера.
Однако финны уже берут своё. Из катеров на озере слышится финская речь, на лесопилках и древообрабатывающих заводах - вывески с финскими названиями кампаний, шведские грузовики с финскими номерами везут лес в направлении границы.

Короче, сил у финнов хватит. Просто они не торопятся и не педалируют ситуацию. Они заходят не с политического бока, а с экономического.

[identity profile] kattrend.livejournal.com 2007-10-08 06:12 am (UTC)(link)
А меня вот в Ерусалиме эта многослойная древность очень вставляет.

Ну, нет такого драйва, как с финнами, потому что Агасфер прав - когда всем сердцем настолько прирастаешь к чужой земле, чувствуешь за это вину какую-то, короче, мы выросли в поле такого напряга...

А с Ерусалимом такого напряга нет. Земля настолько множественно чужая, что это уже не заводит - но и своя, в каком-то общечеловеческом смысле. Само по себе ощущение "да это же позднятина, 13 век" способно питерского жителя с его древностью столетней давности довести до щенячьего восторга.

Ты просто уже привык.