(no subject)
Aug. 23rd, 2017 02:06 pmРазличия особей по эмоциональным реакциям хорошо демонстрируются на крысах. Среди крыс, приученных питаться мертвыми мышами, встречаются особи, которые никогда не убьют мышь, и, наоборот, особи, охотно делающие это даже после полного насыщения [Симонов 1984, 2: 112–123]. Неодинаковым образом проявляется у крыс реакция «эмоционального резонанса» [Симонов 1984, 2: 112–123]. Одна из двух особей, заходя в отсек-укрытие, замыкает электрическую цепь и тем самым дает болевое раздражение другой особи, находящейся в соседнем отсеке. Стимуляция прерывается при выходе первой особи из отсека-укрытия. В этих экспериментальных условиях одни крысы (31 % выборки), реагируя на болевые крики жертвы, после 2–3 дней опыта переставали заходить в отсек-укрытие, 45 % выборки действовали так только после того, как сами побывали в роли жертвы, а 24 % продолжали причинять боль соплеменнику. Любопытно, что у животных разных видов (крысы, собаки, обезьяны) наблюдалось примерно одинаковое соотношение особей «сопереживающих» и «бесчувственных».
Особой интерес представляют наблюдения за поведением двух или нескольких особей, т.е. когда индивидуальные различия проявляются особенно ярко. Пример из мира беспозвоночных животных. Возле кормовой тропы малого лесного муравья устанавливали аппарат, две нити которого соединялись со шторками. Если муравьи тянули первую нить, то получали сироп, подтягивание второй нити не подкреплялось. Эта закономерность быстро улавливалась насекомыми, причем нередко за нить тянули одни муравьи, а сироп получали другие [Rechsteiner 1971: 574–575].
Разительные индивидуальные различия отмечались в групповых экспериментах на крысах. Животных предварительно обучали
пользоваться рычагом для получения пищи, а затем помещали вместе. Группа быстро разделилась на тех, кто самостоятельно добывал пищу, и тех, кто ел корм, добытый другими. Крысы-«работники» делали 80 % нажатий, а получали 20 % корма. У крыс-«паразитов» соотношение было обратным. Крысы-«паразиты» не просто питались за счет «работников», но активно побуждали их нажимать на рычаг, при этом деление на эти группы не зависело от пола или ранга животного. Если из всей группы выбирали только «работников», то среди них вскоре выделялись «паразиты».
Г.П. Удалова
ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОЗАРЕНИЯ К ТРАДИЦИИ В ГРУППЕ
(ПРЕКУРСОРЫ КУЛЬТУРНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА)